Рейх Ольга Алексеевна учитель-логопед

Как родителям учить стихи с детьми

Для чего нужно учить стихи

Стихи мощно развивают речевые компоненты:

1. Фонематический слух. Стихи приучают ребенка к активному прислушиванию к речи, что развивает способность к различению на слух сходных звуков.

2. Чувство ритма и умение пользоваться речевым дыханием, что очень важно для развития речи ребенка. Ведь наша речь по своей природе ритмична.

3. Словарный запас. В каждом, пусть даже коротком двустишии, есть слова, которые мы не часто используем. Объясняя их ребенку мы вводим их в пассивный и активный словарь.

4. При чтении и заучивании стихов ненавязчиво формируется грамматический строй речи.

5. Стихи насыщены порой непривычными речевыми оборотами, которые ребенок потом сможет использовать в свободной речи.

Кроме того, в отличие от логических игр, которые развивают только левое полушарие, стихи активизируют межполушарное взаимодействие.

Благотворно они влияют и на эмоциональное развитие ребенка. Даже короткие детские стишки наполнены простыми детскими эмоциями радости, грусти, переживаний, страхов и взаимопомощи.

Как учить стихи с детьми

Учить стихи нужно, даже если у ребенка явные проблемы с речью.

Если малыш плохо говорит, ему подойдут короткие стихотворные формы, например:

Ди-ди-ди, к нам иди.

Ду-ду-ду, я иду.

Ок-ок-ок, у Тани сок.

Вместо «Тани» подставьте другое имя ребенка или просто слово «мама», тогда стихотворение станет малышу ближе.


 МИШКА КОСОЛАПЫЙ 


Мишка косолапый 
По лесу идет, (Переваливаемся с ноги на ногу, имитируя косолапую ходьбу мишки) 
Шишки собирает, 
Песенки поет. (Приседаем - собираем шишки) 
Шишка отскочила 
Прямо мишке в лоб. (Легонько ударяем себя ладошкой по лбу) 
Мишка рассердился 
И ногою - топ! (Топаем ногой) 

ЗАЙКА СЕРЕНЬКИЙ 

Зайчик серенький сидит (Сидим, как зайчик) 
И ушами шевелит, 
Вот так, вот так! (Шевелим ушками-ладошками) 
Зайке холодно сидеть, 
Надо лапочки погреть, 
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп. (Хлопаем в ладоши) 
Зайке холодно стоять, 
Надо зайке поскакать. 
Скок-скок, скок-скок. (Прыгаем, как зайчик) 

Следующий стишок учим, сидя за столом. Каждое движение разучивается отдельно. Предложите малышу положить обе ручки на стол ладонями вниз, затем ладошками вверх, поставить ладошки на ребро и зажать одновременно обе ладошки в кулачки. Когда эти движения будут даваться малышу легко, можно выполнять упражнение по логоритмике "Ладошки":

Ладошки вверх! (Кладем на стол кисти рук ладонями вверх) 
Ладошки вниз! (Переворачиваем ладони) 
А теперь их на бочок! (Ставим ладони на ребро) 
И зажали в кулачок! (Зажимаем ладони в кулаки). 

Прежде, чем учить следующий стишок, хорошо бы вместе с ребенком нашинковать капусту, посолить, помять, тогда все движения и строки будут более осмысленные и понятны малышу. 

КАПУСТА 

Мы капусту рубим, рубим! 
(Руки согнуты в локтях, ладони «лопаткой», движения перед собой вверх и вниз – если левая рука вверху, правая внизу) 
Мы капусту солим, солим! 
(Руки согнуты в локтях прямо перед собой, пальцы – большой, указательный и средний – собираем в щепоть, шевелим пальцами, будто солим) 
Мы капусту трём, трём! 
(Руки перед собой, согнуты в локтях, пальцы складываем в кулак, трем кулачки друг о друга) 
Мы капусту жмём, жмём! 
(Руки перед собой, согнуты в локтях, поочередно то расставляем пальцы в стороны, то собираем в кулак) 
– Вот какие мы молодцы – приготовили капустку! 

ЦВЕТЫ 

Наши красные цветки (Согнутые в локтях руки соединяем и поднимаем перед собой, ладошки складываем ковшиком) 
Распускают лепестки. (Пальцы расставляем в стороны) 
Ветерок чуть дышит, 
Лепестки колышет. (Шевелим пальчиками) 
Наши красные цветки 
Закрывают лепестки. (Снова соединяем пальчики в «бутон») 
Головками качают, 
(Качаем из стороны в сторону соединенными вместе кистями рук) 
И тихо засыпают. (Соединенные кисти рук подкладываем под голову) 

МАШИНА 

Би-би-би - 
Гудит машина. (Постукиваем кулачком одной руки о ладонь другой) 
Тук-тук-тук - 
Мотор стучит. (Хлопаем в ладоши) 
- Едем, едем, едем, едем, 
Он так громко говорит. (Ритмично топаем ногами) 
Шины трутся о дорогу. 
Шу-шу-шу - 
Они шуршат. (Потираем ладони) 
Быстро крутятся колеса. 
Та-та-та - 
Вперед спешат. (Показываем ручками, как крутятся колесики) 

ДОЖДИК 

Майский вдруг закапал дождь. 
Кап-кап-кап-кап. (Ритмично щелкаем пальцами рук) 
И по лужам ты идешь. 
Так-так-так-так. (Ритмично притопываем) 
Ветер шелестит листвой. 
Ш-ш-ш-ш. (Ритмично потираем ладонь о ладонь) 
Спрятал кудри под травой. 
Тш-тш-тш-тш. (Ритмично потираем ладонями о колени) 
Дождь сильнее застучал. 
Тук-тук-тук-тук. (Ритмично стучим указательным пальцем одной руки о ладонь другой) 
Скоро дождик ливнем стал. 
Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук. ( Хлопаем в ладоши) 

ЛУЖИ 

Шлеп-шлеп-шлеп — 
Иду по лужам. (Ритмично постукиваем ладонями по ногам) 
Хлюп-хлюп-хлюп — 
Вода в ботинках. (Притопываем ногами) 
Кап-кап-кап — 
Мне зонтик нужен. 
(Поднимаем руки вверх и ритмично щелкаем пальцами с одновременным движением рук сверху вниз) 
Оп-оп-оп — 
Вода по спинке. (Скрещиваем руки на груди и ритмично похлопываем по предплечьям) 
Буль-буль-буль — 
Упала шапка. (Приседаем) 
Ой-ой-ой, кругом вода. (Кружимся) 
Да-да-да, себя так жалко. (Киваем головой) 
Одевайтесь в дождь всегда!
Данный вид работы обычно проходит в лёгкой игровой форме, без особого принуждения для детей!

Повторяйте стихотворение ярко, эмоционально, несколько раз. Работе над стихотворной формой уделяйте 1-2 минуты. Возвращайтесь к одним и тем же строкам неоднократно. Перед последним словом в строчке останавливайтесь, ждите и показывайте ребенку, что он должен досказать словечко сам.

Как только появится договаривание последнего слова в строчке, не забудьте похвалить ребенка. Продолжайте наполнять пассивную речь ребенка стихотворными строками. Когда-нибудь стихи обязательно перейдут и в активный словарь.

Приемы запоминания стихов

1. Для эффективного запоминания используйте прием сопряженных действий:

хлопайте в ладоши в такт стихотворения; «дирижируйте» невидимым оркестром; scale_1200 Фото из книги «Логопедическая ритмика» Е. Анищенковой поочередно сгибайте-разгибайте кулачки; scale_1200 Фото из книги «Логопедическая ритмика» Е. Анищенковой сгибайте-разгибайте руки в локтях, как роботы; шагайте с высоко поднятыми коленями; scale_1200 Фото из книги «Логопедическая ритмика» Е. Анищенковой ритмично отбивайте фитбол или мяч рукой или имитируйте это движение; повторяйте стихотворение, ритмично подпрыгивая на фитболе; раскачивайтесь на балансире; наконец, показывайте все, о чем говорится в стихотворении, как драматические артисты. Все это поможет ребенку впоследствии вспомнить заученные строчки.

2. Для быстрого запоминания используйте мнемотехнику: делайте к каждой строчке стихотворения рисунок-схему, опираясь на которую ребенок может вспомнить стихотворение.

Приведу пример:

У Сени и Сани судак в сметане.

А соседская киска будет есть сосиски.

Смотрите на рисунок-схему на фото.

scale_1200 К каждому стихотворению можно рисовать подобные картинки или пиктограммы.
10 декабря 2021 в 10:53

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.