Для чего нужно учить стихи
Стихи мощно развивают речевые компоненты:
1. Фонематический слух. Стихи приучают ребенка к активному прислушиванию к речи, что развивает способность к различению на слух сходных звуков.
2. Чувство ритма и умение пользоваться речевым дыханием, что очень важно для развития речи ребенка. Ведь наша речь по своей природе ритмична.
3. Словарный запас. В каждом, пусть даже коротком двустишии, есть слова, которые мы не часто используем. Объясняя их ребенку мы вводим их в пассивный и активный словарь.
4. При чтении и заучивании стихов ненавязчиво формируется грамматический строй речи.
5. Стихи насыщены порой непривычными речевыми оборотами, которые ребенок потом сможет использовать в свободной речи.
Кроме того, в отличие от логических игр, которые развивают только левое полушарие, стихи активизируют межполушарное взаимодействие.
Благотворно они влияют и на эмоциональное развитие ребенка. Даже короткие детские стишки наполнены простыми детскими эмоциями радости, грусти, переживаний, страхов и взаимопомощи.
Как учить стихи с детьми
Учить стихи нужно, даже если у ребенка явные проблемы с речью.
Если малыш плохо говорит, ему подойдут короткие стихотворные формы, например:
Ди-ди-ди, к нам иди.
Ду-ду-ду, я иду.
Ок-ок-ок, у Тани сок.
Вместо «Тани» подставьте другое имя ребенка или просто слово «мама», тогда стихотворение станет малышу ближе.
МИШКА КОСОЛАПЫЙ
Мишка косолапый
По лесу идет, (Переваливаемся с ноги на ногу, имитируя косолапую ходьбу мишки)
Шишки собирает,
Песенки поет. (Приседаем - собираем шишки)
Шишка отскочила
Прямо мишке в лоб. (Легонько ударяем себя ладошкой по лбу)
Мишка рассердился
И ногою - топ! (Топаем ногой)
ЗАЙКА СЕРЕНЬКИЙ
Зайчик серенький сидит (Сидим, как зайчик)
И ушами шевелит,
Вот так, вот так! (Шевелим ушками-ладошками)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп. (Хлопаем в ладоши)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок. (Прыгаем, как зайчик)
Следующий стишок учим, сидя за столом. Каждое движение разучивается отдельно. Предложите малышу положить обе ручки на стол ладонями вниз, затем ладошками вверх, поставить ладошки на ребро и зажать одновременно обе ладошки в кулачки. Когда эти движения будут даваться малышу легко, можно выполнять упражнение по логоритмике "Ладошки":
Ладошки вверх! (Кладем на стол кисти рук ладонями вверх)
Ладошки вниз! (Переворачиваем ладони)
А теперь их на бочок! (Ставим ладони на ребро)
И зажали в кулачок! (Зажимаем ладони в кулаки).
Прежде, чем учить следующий стишок, хорошо бы вместе с ребенком нашинковать капусту, посолить, помять, тогда все движения и строки будут более осмысленные и понятны малышу.
КАПУСТА
Мы капусту рубим, рубим!
(Руки согнуты в локтях, ладони «лопаткой», движения перед собой вверх и вниз – если левая рука вверху, правая внизу)
Мы капусту солим, солим!
(Руки согнуты в локтях прямо перед собой, пальцы – большой, указательный и средний – собираем в щепоть, шевелим пальцами, будто солим)
Мы капусту трём, трём!
(Руки перед собой, согнуты в локтях, пальцы складываем в кулак, трем кулачки друг о друга)
Мы капусту жмём, жмём!
(Руки перед собой, согнуты в локтях, поочередно то расставляем пальцы в стороны, то собираем в кулак)
– Вот какие мы молодцы – приготовили капустку!
ЦВЕТЫ
Наши красные цветки (Согнутые в локтях руки соединяем и поднимаем перед собой, ладошки складываем ковшиком)
Распускают лепестки. (Пальцы расставляем в стороны)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (Шевелим пальчиками)
Наши красные цветки
Закрывают лепестки. (Снова соединяем пальчики в «бутон»)
Головками качают,
(Качаем из стороны в сторону соединенными вместе кистями рук)
И тихо засыпают. (Соединенные кисти рук подкладываем под голову)
МАШИНА
Би-би-би -
Гудит машина. (Постукиваем кулачком одной руки о ладонь другой)
Тук-тук-тук -
Мотор стучит. (Хлопаем в ладоши)
- Едем, едем, едем, едем,
Он так громко говорит. (Ритмично топаем ногами)
Шины трутся о дорогу.
Шу-шу-шу -
Они шуршат. (Потираем ладони)
Быстро крутятся колеса.
Та-та-та -
Вперед спешат. (Показываем ручками, как крутятся колесики)
ДОЖДИК
Майский вдруг закапал дождь.
Кап-кап-кап-кап. (Ритмично щелкаем пальцами рук)
И по лужам ты идешь.
Так-так-так-так. (Ритмично притопываем)
Ветер шелестит листвой.
Ш-ш-ш-ш. (Ритмично потираем ладонь о ладонь)
Спрятал кудри под травой.
Тш-тш-тш-тш. (Ритмично потираем ладонями о колени)
Дождь сильнее застучал.
Тук-тук-тук-тук. (Ритмично стучим указательным пальцем одной руки о ладонь другой)
Скоро дождик ливнем стал.
Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук. ( Хлопаем в ладоши)
ЛУЖИ
Шлеп-шлеп-шлеп —
Иду по лужам. (Ритмично постукиваем ладонями по ногам)
Хлюп-хлюп-хлюп —
Вода в ботинках. (Притопываем ногами)
Кап-кап-кап —
Мне зонтик нужен.
(Поднимаем руки вверх и ритмично щелкаем пальцами с одновременным движением рук сверху вниз)
Оп-оп-оп —
Вода по спинке. (Скрещиваем руки на груди и ритмично похлопываем по предплечьям)
Буль-буль-буль —
Упала шапка. (Приседаем)
Ой-ой-ой, кругом вода. (Кружимся)
Да-да-да, себя так жалко. (Киваем головой)
Одевайтесь в дождь всегда!
Данный вид работы обычно проходит в лёгкой игровой форме, без особого принуждения для детей!
Повторяйте стихотворение ярко, эмоционально, несколько раз. Работе над стихотворной формой уделяйте 1-2 минуты. Возвращайтесь к одним и тем же строкам неоднократно. Перед последним словом в строчке останавливайтесь, ждите и показывайте ребенку, что он должен досказать словечко сам.
Как только появится договаривание последнего слова в строчке, не забудьте похвалить ребенка. Продолжайте наполнять пассивную речь ребенка стихотворными строками. Когда-нибудь стихи обязательно перейдут и в активный словарь.
Приемы запоминания стихов
1. Для эффективного запоминания используйте прием сопряженных действий:
хлопайте в ладоши в такт стихотворения;
«дирижируйте» невидимым оркестром;
Фото из книги «Логопедическая ритмика» Е. Анищенковой
поочередно сгибайте-разгибайте кулачки;
Фото из книги «Логопедическая ритмика» Е. Анищенковой
сгибайте-разгибайте руки в локтях, как роботы;
шагайте с высоко поднятыми коленями;
Фото из книги «Логопедическая ритмика» Е. Анищенковой
ритмично отбивайте фитбол или мяч рукой или имитируйте это движение;
повторяйте стихотворение, ритмично подпрыгивая на фитболе;
раскачивайтесь на балансире;
наконец, показывайте все, о чем говорится в стихотворении, как драматические артисты. Все это поможет ребенку впоследствии вспомнить заученные строчки.
2. Для быстрого запоминания используйте мнемотехнику: делайте к каждой строчке стихотворения рисунок-схему, опираясь на которую ребенок может вспомнить стихотворение.
Приведу пример:
У Сени и Сани судак в сметане.
А соседская киска будет есть сосиски.
Смотрите на рисунок-схему на фото.
К каждому стихотворению можно рисовать подобные картинки или пиктограммы.